Все статьи



томат колхозница

Бизнес как товар

Статья рассказывает о состоянии российского рынка купли-продажи действующих предприятий, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться участникам этого рынка. Особое внимание в материале уделяется оценке бизнеса; даны конкретные рекомендации для потенциальных продавцов и покупателей.

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ГОТОВОГО БИЗНЕСА

Инфраструктура. Рынок готового бизнеса в России, как самостоятельный сегмент, начал формироваться всего три года назад. Именно тогда в нашей стране появились структуры, избравшие основным направлением своей деятельности комплексное сопровождение сделок по отчуждению прав собственности на действующие предприятия малого и среднего бизнеса. На Западе такие компании называются бизнес-брокерами.

Конечно, отдельные виды бизнеса в России продавались и раньше (например, в 1991-2001 гг. собственников сменили около 85% московских ресторанов), но сделки в подавляющем большинстве случаев происходили "среди своих" (владелец продавал бизнес своим знакомым) и носили несистемный характер - до 40% московских предприятий, прекративших свое существование за последние пять лет, могли быть успешно проданы. Этого не произошло в том числе и из-за отсутствия необходимой инфраструктуры - продажей готового бизнеса пытались заниматься риэлторы, но в круг их интересов попадали только предприятия, имеющие производственные площади в собственности. Причем оценивались такие компании в первую очередь как недвижимость, что заведомо ниже цены действующего и приносящего прибыль бизнеса, включающего в себя нематериальный актив. Сделки с бизнесом, работающим на арендованных площадях, происходили достаточно редко, сводясь к так называемой "продаже прав аренды".

Самостоятельная продажа бизнеса и несколько лет назад, и сейчас остается весьма трудоемким процессом. Чтобы грамотно продать предприятие его надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, организовать поиск инвестора, согласовать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и пр. Для этого нужно привлекать профессиональных оценщиков, юристов, аудиторов, иногда специалистов по рекламе и PR - их услуги стоят достаточно дорого. Но даже в том случае, если продавцу удастся собрать такую команду, у компании, специализирующейся на предоставлении бизнес-брокерских услуг, будет преимущество в силу имеющейся базы данных инвесторов, заинтересованных в покупке определенного рода бизнеса.

ОЦЕНКА БИЗНЕСА - РЕКОМЕНДАЦИИ ПОКУПАТЕЛЯМ

Риски. Еще одной актуальной для рынка готового бизнеса проблемой является оценка рыночной стоимости предприятия - в России отсутствуют соответствующие стандарты. Покупатель рискует уплатить за бизнес чрезмерно высокую цену: компания принесет новому владельцу либо очень небольшую прибыль, либо инвестор окажется неспособным оплатить кредиты, необходимые для финансирования приобретения.

Малый бизнес сложно оценить по ряду причин. Во-первых, малые компании находятся в собственности достаточно узкого круга лиц, которых зачастую объединяют либо родственные, либо дружеские отношения. Данное обстоятельство бывает определяющим в построении системы управления бизнесом, его отчетности. Такие предприятия страдают отсутствием множества документов, позволяющих оценить их реальную прибыль, не имеют стратегических планов развития, да и самой потребности раскрывать объективные сведения о своей деятельности у таких фирм не имеется.

В 2002 г. был продан цех по производству кондитерских изделий. Бизнес находился в упадке, давая 2 тыс. долл. прибыли в месяц. Новый собственник изменил систему оплаты труда коммерческого директора и менеджера по продажам, оптимизировал ее доставку за счет планомерного охвата районов и изменения графика работы. Кроме того, он перевел бизнес из Москвы в ближнее Подмосковье, принял меры по модернизации производства. В результате прибыль возросла в несколько раз, и вложенные в покупку 40 тыс. долл окупились всего за 7 месяцев.

Процедура оценки бизнеса далека от строгих научных формул - не одно уравнение неспособно учесть все факторы, которые должны быть приняты во внимание. Следует предостеречь от использования ряда традиционных подходов, в силу своей простоты удобных, но неприменимых для оценки бизнеса. Особо надо отметить опасности сравнительного подхода. Проблема в том, что в отличие от большинства других товаров бизнес как объект купли-продажи не может быть подвергнут точному, корректному сравнению, так как доходы зависят от уникальных характеристик компании, немногие предприятия имеют достаточное количество общих экономических черт.

В практике нашей компании мы пришли к выводу, что наиболее логичным индикатором стоимости бизнеса является его рентабельность. В своей работе используем так называемую методику оценки бизнеса при существующем использовании - в данном случае учитываются показатели, демонстрируемые предприятием здесь и сейчас. Потенциал и перспективы выступают только как вторичный фактор - покупатель не должен платить за то, что в конечном итоге будет создано его собственным трудом.

В случае покупки бизнеса "в кредит" (с привлечением заемных ресурсов или оплатой покупки в рассрочку) возникает проблема инвестиций, относительно которых должны измеряться доходы. На наш взгляд, в качестве реальных инвестиций здесь следует рассматривать лишь первоначальный платеж, а затем измерять доходы, остающиеся после затрат на финансирование.

При этом надо учитывать, что стоимость не является синонимом цены; последняя отражает сумму, за которую продавец согласен продать, а покупатель - купить бизнес. Поэтому стоимость бизнеса является результатом его оценки с использованием рациональных экономических критериев, в то время как цена бизнеса определяется путем переговоров и зависит от внешних факторов. Взаимосвязь между стоимостью и ценой состоит в том, что первая является отправной точкой для переговоров о второй.