Все статьи



Брендовая одежда интернет магазин: moda интернет магазин брендовой одежды.
buy generic cialis online
buy cheap viagra online

Сохранение жизнеспособности предприятитя малого бизнеса после смены владельца

Приобретение действующего предприятия – далеко не простое дело. Продавцы бизнеса не всегда прибегают к услугам специалистов по оценке, и стоимость выставленной на продажу компании может значительно отличаться от справедливой цены.

Под справедливой ценой чаще всего подразумевают цену состоявшейся сделки купли-продажи бизнеса, когда продавец и покупатель сошлись в понимании стоимости компании.

На справедливую цену компании влияет очень много факторов как внешней, так и внутренней среды. Покупатель должен тщательно оценить влияние этих факторов на будущую доходность бизнеса и назначить цену с таким расчётом, чтобы она обеспечила жизнеспособность компании на среднесрочную перспективу.

Вот перечень ситуаций, которые могут возникнуть в первые месяцы после смены владельца компании:

1. Прежний владелец, приняв решение о продаже бизнеса, максимально сократил рекламно-маркетинговый бюджет. За время экспозиции (т. е. время, прошедшее с момента выставления бизнеса на продажи до сделки), приток клиентов осуществлялся «по инерции» или поддерживался минимальным объёмом рекламы. Было прекращено участие в выставках и презентациях. На текущих доходах это могло пока не отразиться, однако вы будете вынуждены увеличивать расходы на маркетинговую и рекламную поддержку купленного бизнеса.

2. С закупкой нового оборудования или модернизацией старого может произойти точно такая ситуация. Поэтому тщательно проверьте техническую документацию на оборудования, сроки техобслуживания и планового ремонт и спланируйте и эту статью затрат.

3. Похожие проблемы возникают и с персоналом: навряд ли прежний владелец увеличивал расходы на оплату труда персонала, предполагая скорую продажу компании. Даже если он индексировал зарплаты с учётом инфляции, вам наверняка придётся повышать мотивацию ключевых сотрудников с целью повышения их лояльности к новому владельцу.

4. Вполне вероятно, что вам не понравятся схемы управления финансовыми потоками и минимизации издержек, в том числе налоговой оптимизации. Переход на менее рискованные схемы может сопровождаться уменьшением прибыльности бизнеса.

5. Также подумайте о создании резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций. Может случиться, что поставщики сырья (комплектующих, полуфабрикатов) не решаться сразу отпускать товар в кредит, как это делалось при старом владельце и попросят некоторое время оплачивать поставки по факту, чтобы убедиться в вашей надёжности как контрагента.

6. Наконец, вы же предприниматель и хотите бизнес развивать. Поэтому для удовлетворения амбиций и достижения успехов в конкурентной борьбе вы будете продвигать новые идеи, продукты и проекты, что потребует дополнительных средств.

Помните, что покупая готовый бизнес, вы приобретаете ресурсы: материальные и нематериальные. Человеческий ресурс в виде квалифицированного персонала является основной составляющей нематериальных активов действующего предприятия. От того, насколько вы сумеете сохранить имеющийся человеческий ресурс и грамотно использовать его в дальнейшем, будет зависеть будущая доходность бизнеса.

Большинство собственников так называемых семейных компаний изначально строят организационную структуру так, чтобы им лично было удобно управлять бизнес-процессами и контролировать персонал, мало задумываясь о таких понятиях как инжиниринг или функциональное моделирование. Сильная зависимость повседневного функционирования предприятия от первого лица является одной из ключевых проблем малого и среднего бизнеса.

Знакомясь с построением организационной структуры и штатным расписанием компании, которую вы рассматриваете в качестве объекта покупки, обратите внимание на существенные признаки так называемой «семейной» схемы:

1. Владелец (или один из владельцев) компании одновременно является директором;

2. Директор лично руководит финансовыми потоками и повседневной деятельностью компании. Если у него есть заместитель из числа наёмных менеджеров, которому он доверяет ежедневное руководство компанией, всё равно ключевых клиентов (поставщиков), отношения с контролирующими органами ведёт лично сам директор;

3. В компании обязательно есть люди, стоявшие у истоков бизнеса. Необязательно это родственники владельца, но зачастую он многим им обязан в моральном плане. Бывает, что такие сотрудники уже исчерпали свой творческий и менеджерский потенциал, но владелец продолжает им платить значительно больше, чем равноценным (или даже более квалифицированным) работникам;

4. Реальная заработная плата (доход) директора не отражается в платёжных ведомостях и иногда трудно оценить её размер;

5. Предпринятые в прошлом или предпринимаемые попытки нанять высококвалифицированного управленца даже за большие деньги не приносят успеха. Всё упирается в отсутствие доверия или некомпетентность наёмного топ-менеджера.

Существует риск того, что ключевой персонал, считающий себя частью команды старого владельца, уволится вместе с ним. Чтобы минимизировать этот риск, проведите работу по «переключению» персонала на себя.